http://www.anisim.westportal.net/public … snoje.html
БЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Жизнь прекрасна, но, к сожалению, сложна. Мы чувствуем ее тяжесть постоянно, в том числе, и - управляя автомобилем. Мы постоянно куда-то спешим, обгоняем, «подрезаем» и т.п. Но стоит задать себе один вопрос: «Зачем?» и вся спешка превращается в бесполезный фарс. Зачем лихачить, «делать» кого-то, если на следующем перекрестке вы остановитесь на красный сигнал светофора? Кроме насилия над двигателем, колесами и другими важными частями автомобиля, кроме сомнительного удовлетворения инстинкта обладания мощным мотором, вы ничего не добьетесь. Стоит ли уподобляться прыщавому подростку, впервые севшему за руль папиного автомобиля чтобы «с ветерком» прокатить сопливую девочку?
Ведь, уважая других участников дорожного движения, мы мало того, что делаем хорошее другим людям, мы получаем самоудовлетворение от того, что я - воспитанный, «правильный» водитель. Настоящий водитель получает радость от участия в дорожном движении, так почему же не испытать ее уже сейчас, пытаясь стать вежливым водителем?
Если бы рядовой обыватель знал, сколько и каких страшных аварий ежедневно случается на дорогах… Когда я, в свое время, работал следователем, уголовные дела о ДТП были моим «коньком» (а вообще такие дела следователи не любят и часто не умеют расследовать), да и сейчас, в адвокатской практике, с удовольствием занимаюсь этой категорией дел. Поэтому пришлось детально изучать не только собственно правовые вопросы, связанные с безопасностью дорожного движения. Надеюсь, этот материал убережет многих, особенно начинающих, водителей от непоправимых неприятностей на дороге.
НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ
Получив право вождения автомобиля, конечно же хочется «фортануть» перед друзьями, но именно в этот момент впечатление от обладания «железным конем», может испортить создание аварийной ситуации и т.п. неприятности.
Поэтому для начала, сев в автомобиль, подрегулируйте сидение, зеркала (обратите внимание на правое) так, чтобы вам было удобно - поездка должна быть комфортной и приятной, а неправильно отрегулированное сидение может все испортить, к тому же, появится фактор который будет отвлекать ваше внимание.
Проверьте состояние автомагнитолы - она должна быть ВЫКЛЮЧЕНА. Идеально ее отсутствие хотя бы первых два месяца. Специалисты утверждают, что после неправильно отрегулированных сидений, это второй отвлекающий фактор. Если же вашим пассажирам скучно без музыки - пусть идут пешком, т.к. вы отвечаете за их безопасность и, при возникновении ДТП (дорожно-транспортного происшествия), в случае причинения им даже легких телесных повреждений, в отношении вас возбудят уголовное дело, и вы прямиком направитесь на скамью подсудимых.
Теперь, когда сидеть удобно, определите положение ног и рук при езде. Постарайтесь выработать у себя привычку правильного расположения рук и ног, впоследствии все будет занимать «свое» место само собой. Левая нога, выжимающая сцепление, все время должна находиться на специальном выступе (который присутствует в большинстве автомобилей с левой стороны педали сцепления) левая нога «работает» только при переключении передачи. Неправильное положение левой ноги приводит к быстрой усталости - при положении ноги непосредственно над педалью сцепления, и к повышенному износу рабочих частей «корзины сцепления» - при положении ноги на педали. Т.е. в первом случае вы будете быстро уставать, что не лучшим образом повлияет на быстроту вашей реакции, во втором - часто менять сцепление. Правая нога должна всегда находиться на одной из педалей - или тормоз, или газ. С самого начала вы должны запомнить места расположения ног и первые месяцы постоянно себя контролировать, чтобы они там и находились. Руки на рулевом колесе можете держать там, где вам нравиться, но специалисты рекомендуют - в верхней его точке с расстоянием 1-2 ладони между ними.
Начинающему водителю незазорно несколько раз, непосредственно перед началом движения, как летчику-истребителю, «покрутить» головой по сторонам, осмотреться, отметив движущиеся объекты - автомобили, людей, велосипедистов и определить траектории их движения. Если опасности нет - поехали. Не начинайте движения по принципу «Ну, наверное, проскачу!», вы можете пополнить и без того многочисленные ряды «не проскочивших». Время дорого, но автомобиль, а особенно здоровье и нервы - гораздо дороже.
При посадке необходимо проверить удобство управления автомобилем. Для этого левой ногой нужно выжать педаль сцепления. Педаль должна нажиматься, только усилием стопы, а никак не сверху или другим известным только вам способом. При этом положение тела не должно изменяться, т.е. ни спина, ни любая другая часть тела, не отрывается от сидения.
Следующий этап - положение рук. Левая рука на рулевом колесе, правой (предварительно выжав сцепление) переводим рычаг переключения передач в крайне правое от вас положение (скорее всего это будет 4 или 5 передача). Если вам удалось выполнить все эти движения без отрыва спины от сидения, значит оно отрегулировано правильно.
Зеркала регулируют так, чтобы был максимальный обзор при минимальном повороте головы. Ну, а если по науке, то в ближнем к кузову углу бокового зеркала, должна быть видна задняя часть вашего автомобиля.
ДВИЖЕНИЕ ПО ГОРОДУ
Итак, оказавшись на улице, заполненной автомобилями, можно растеряться. Не зная, откуда исходит опасность, ждешь ее отовсюду, крутя головой в разные стороны, совершая при этом кучу лишних, порой опасных движений, не видя главного. Смотреть на дорогу надо, а вот куда - вопрос. Можно пытаться увидеть все (тренировать угол зрения, «стрелять» глазами в разные стороны и т.п.). Но для безопасной езды - достаточно прогнозировать возможные действия других участников движения. Сделать это достаточно просто - определите для себя «зоны контроля» за дорожной ситуацией и никаких проблем возникать не будет. Попробуем определить наиболее опасные моменты, которые особенно влияют на безопасность движения.
Первая «зона контроля» - прямо через лобовое стекло. Она находиться на расстоянии, которое ваш автомобиль пройдет за 10-20 секунд движения (200-400 метров в городе и 500-1500 метров за городом). Первое время можно определяться по дорожным столбам, находящимся справа от вас - примерно 3-4 столба (по дорожным стандартам они всегда устанавливаются на одном расстоянии друг от друга ~ 50 м).
Вторая «зона контроля» - зеркала заднего вида, они должны составлять для вас единую картину происходящего в задней полусфере. В первое время стоит считать автомобили, находящиеся сзади вас, если один из них исчез, возможно, он находится у вас в «мертвой» зоне и идет на обгон. Значит, при любом маневре, необходимо повернуть голову, чтобы убедиться в отсутствии автомобилей. Чтобы проверить, где у вашего автомобиля «мертвая зона», при стоящем автомобиле попросите помощника, походить сзади вашего автомобиля и фиксируйте, для себя, места, в которых вы его не видите.
Третья зона находится впереди вас - по обочинам (тротуарам) с обеих сторон дороги.
На что же обращать внимание в этих зонах? Конечно же, на двигающиеся объекты (автомобили, особенно транспорт общественного пользования, людей), траектории движения которых, пересекают или могут пересечь вашу. Обязательно приучайте себя анализировать (предугадывать) все возможные, последующие действия других участников дорожного движения - это вам поможет сэкономить дорогостоящие секунды при возникновении аварийной ситуации.
Четвертая зона - скрытая, вы должны приучать себя к моделированию всевозможных ситуаций за не просматриваемыми (или частично скрытыми) от вас объектами. Например, вы собрались опередить находящийся впереди автомобиль, но возможны варианты:
1. Опережаемый автомобиль может начать движение, или водитель стоящего автомобиля может открыть свою дверь, т.е. вы не сможете вернуться на свою (ранее занимаемую) полосу движения.
2. Двигающийся сзади автомобиль раньше вас начнет опережение и в момент начала вашего маневра окажется для вас в «мертвой зоне», т.е. вы его можете не заметить.
3. Из-за опережаемого вами автомобиля выскочит человек, опаздывающий на автобус, т.е. вам пройдется выехать на полосу встречного движения и т.п.
Поэтому, если расположенная впереди дорога скрыта от вас предыдущими транспортными средствами, учитывайте все возможные неблагоприятные для вас ситуации, и двигайтесь со скоростью адекватной вашей реакции. В «пробке», наблюдайте за действиями не первого, идущего впереди автомобиля, а второго (по возможности третьего). Как? По стоп-сигналам (через заднее стекло переднего автомобиля) можно определить, что в данный момент собирается предпринять водитель. Если за несколько автомобилей спереди от вас, начинают загораться стоп-сигналы, то и сразу перед вами идущий автомобиль скоро начнёт тормозить.
Установите себе приоритет просмотра «зон контроля» 1-3, т.е. один раз смотрим вперед, три раза назад. Поверьте - этот прием избавит вас от многих неприятных минут.
Остерегайтесь (фиксируйте, цепляйте взглядом) «подозрительных» участников движения - велосипедистов, которые «любят» прямо перед вами объехать лужу путем выезда на полосу вашего движения; совершающих странные маневры автомобилей; пьяных пешеходов; детей; общественный транспорт (его водители считают, что они на работе, а все мы - праздно катаемся) и т.д. Никогда не экспериментируйте с управлением во время езды - сначала попробуйте пойти на эксперимент в стоящем автомобиле.
ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ
Находясь за рулем, основное внимание необходимо уделять прогнозированию (моделированию) действий других участников дорожного движения. Поэтому стоит привести примеры возможных опасностей, которые могут подстерегать вас на дороге.
Летом, когда ярко светит солнышко, хочется утопить педаль газа в пол и нестись, уподобляясь «крутым гонщикам», которых полно на наших дорогах. Да, «классно» нестись по дороге со скоростью света - очевидно это подсознательное, почти фрейдистское желание обладания, укрощенным вами, более сильным «железным конем». Как говаривал классик: «Какой русский не любит быстрой езды…» И, поверьте, всегда самому себе кажется, что ты ездишь за рулем лучше, чем это есть на самом деле. Статистика делит водителей по опыту управления автомобилем следующим образом:
до 2 лет - молодые водители, им кажется, что они уже научились управлять автомобилем, хотя на самом деле, это далеко не так - отсюда ограничения скорости (в правилах) для этой категории водителей
2-5 лет - хорошие навыки вождения, есть опыт, такие водители опасны тем, что иногда придают своему вождению долю риска - полагая, что уж они то не попадут в аварию
5-10 лет - опытные водители, считается наиболее безопасным возрастом водителей, зная свои ошибки, они не позволяют себе их совершать
более 20 лет - водители профессионалы, также как и первая категория считают что, все знают и умеют по этому управляют автомобилем особо себя не контролируя, но реакция-то уже не та…
Первый и последний возрасты считаются наиболее аварийно опасными.
Теперь проанализируем возможные помехи на дорогах и неприятные моменты, которые они могут доставить.
Дождь (лужи) - чреваты такой штукой, как гидропланирование. Это когда между колесами вашего автомобиля и дорожным покрытием образуется прослойка из воды и воздуха, в результате чего автомобиль едет не по дороге, а по воде, что соответственно удлиняет тормозной путь, и снижает маневренность автомобиля - естественно, чем выше скорость и хуже состояние ходовой части автомобиля, тем вреднее этот эффект. Лужи всегда нужно проезжать в самом мелком их месте, т.к. существует опасность - заглохнуть (вода может залить функциональные части двигателя), ослепить брызгами других водителей, под водой могут оказаться ямы, гвозди и т.п. После проезда луж и мытья автомобиля, обязательно просушите тормозные колодки несколькими нажатиями на педаль тормоза. В противном случае жидкость, оставшаяся на них, может помешать вам затормозить.
Брусчатка, гравий - на первый взгляд, это такое же дорожное покрытие, как и асфальт, но управление автомобилем на них осложняется неоднородностью этого покрытия (особенно если ехать по брусчатке на шипованной резине). Вас без сомнения занесет, если вы на высокой скорости с асфальта выедете на гравий или брусчатку.
Трамвайные рельсы - очень опасные «штуки». Во-первых, можно порезать колеса особенно на стыках рельс; во-вторых, они очень скользкие, на них проблематично вовремя затормозить; в-третьих, съехать с них тоже достаточно сложно.
Солнце - простое безобидное солнце может сослужить плохую службу, ослепив вас. Что бы этого ни случилось, выезжая из «затененных» участков дороги, заблаговременно опустите защитный козырек, оденьте очки.
Туман - искажает расстояния, предметы кажутся дальше, чем они есть на самом деле, по этому нужно быть очень осторожным при движении в тумане. Интересный момент - в тумане, даже ночью, видимость ухудшается, так что лучше не включать дальний свет.
Неровная дорога, ямы - помимо вредного механического воздействия на ходовую часть автомобиля, они могут изменить направление движения автомобиля (особенно при плохо отрегулированном развале схождения). При невозможности объехать ямы, старайтесь пропускать их между колес, а на дорожные выступы наезжать колесом, чтобы не повредить ходовую часть и картер автомобиля. По общему правилу - все что можно объехать, лучше объехать вообще.
ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ НОЧЬЮ
Ночная поездка одинаково сложна для всех категорий водителей, просто более опытные водители легче справляются. Так что, пока вы еще недостаточно уверены в себе, без необходимости лучше не ездить по ночам. От ночной поездки много не выиграть, в условиях плохой видимости скорость как минимум на 10-20 процентов меньше, плюс усталость, в общем - лучше ехать днем. Но если надо - так надо…
Скорость движения должна быть на 10-20% ниже «дневной» - т.к. в условиях недостаточной видимости время реакции на возникновение опасности увеличивается. Берегитесь света фар встречных транспортных средств - он первый враг ваших глаз. Никогда не смотрите на встречные автомобили. Смотрите вперед перед собой (первая зона), а лучше - на линию дорожной разметки (справа от вас), обозначающую конец проезжей части. Свет фар встречных автомобилей не будет слепить вас, а проезжую часть вы будете контролировать полностью. Если вдруг нет дорожной разметки, смотрите на километровые столбики - ориентироваться по ним ничуть не хуже, чем по дорожной разметке.
Если вы едите уже довольно долго и усталость берет свое - включите вентилятор и направьте струю холодного воздуха себе на лицо, это немного взбодрит. Помогает и динамичная музыка, ехать в полной тишине - дополнительная нагрузка, т.к. монотонный шум автомобиля убаюкивает. Если глаза уже закрываются - немедленно останавливайтесь для отдыха. Вспомните старину Штирлица: «Он уснул и проснется ровно через 30 минут. Это была привычка, выработанная годами». Так же помогает небольшая прогулка. Не рекомендуют слишком надеяться на продающиеся сейчас специальные очки для ночной езды, бодрости они не добавят и реакцию не улучшат.
ЭКОНОМИЧНОЕ ВОЖДЕНИЕ
Неправильное переключение передач влечет за собой потерю топлива до 50%. Основная работа по переключению передачи ложится на педаль сцепления. Сев в автомобиль, до того как повернуть ключ в замке зажигания, обязательно выжимайте педаль сцепления. Это делается для того чтобы облегчить запуск двигателя, коробки передач и для установки рычага переключения на нейтральную передачу.
Рекомендуется оставлять автомобиль на стоянке с «включенной» передачей (лучше I, II или задней), а не на ручном тормозе. Это особенно актуально в сильный мороз, когда тормозные колодки могут просто примерзнуть.
Далее - заводим двигатель, можно немного «помочь» педалью газа, через 10-15 секунд можно отпускать сцепление. Не забудьте отпустить ключ зажигания, сразу же после того, как автомобиль завелся, в противном случае вы можете испортить стартер.
Как зимой, так и в летний период рекомендуется прогревать двигатель примерно 1 минуту. За это время двигатель получит необходимую порцию смазочных элементов, а в движении он быстрее прогреется. Если вы, при заводе автомобиля, «перекачали» педалью газа - стартер крутит, но не схватывает, слышен сильный запах бензина из-под капота. Тогда выжмите педаль газа до упора, выждите минуты 2-3 и заводите автомобиль, НЕ ОТПУСКАЯ педали газа, до того как двигатель не заведется. Ни в коем случае не качайте педалью газа, иначе вам придется долго «париться» возле своей машины.
Теперь, выжав педаль сцепления два раза, можно включать 1-ю передачу и начинать движение.
Специалисты рекомендуют всегда переключать скорости по следующей схеме: педаль - передача выключена - педаль - передача выключена, а не по схеме педаль - передача выключена - передача включена. Т.е. нажимаем педаль сцепления, выключаем передачу (переводим рычаг в нейтральное положение), отпускаем педаль сцепления, еще раз нажимаем педаль сцепления и после этого включаем следующую скорость. Этот способ поможет вам продлить жизнь вашей коробке передач, избавит от постоянных «чирков» между шестернями коробки и неприятных эмоций из-за не включающейся скорости. Если передача не включается, никогда не следует «толкать» ее силой, просто отпустите педаль сцепления и нажмите еще раз - передача легко встанет на свое место.
При переключении передач не смотрите на рычаг, все равно это не поможет включить нужную скорость, а угрозу безопасности движения создаст. Обязательно отучитесь от этой привычки, если таковая возникла. Если у вас не получается не смотреть на коробку передач, не стесняйтесь - тренируйтесь в стоящем автомобиле с заведенным двигателем. Выберите точку впереди себя (за лобовым стеклом) на которую смотреть, и переключайте передачи, эмитируя поездку.
Вечный вопрос начинающих водителей: Какую передачу включать и при какой скорости? В современных автомобилях у двигателя довольно большая динамика, т.е. на любой передаче можно ехать в довольно большом диапазоне скоростей. Например, 2-я передача позволит вам, как тронуться с места, так и ехать со скоростью 80 км/ч, причем, не причиняя особого вреда двигателю. Для двигателя больше вредит поездка на более низкой передаче, чем на более высокой (т.к. чем меньше обороты, тем больше нагрузка на двигатель). Двигатель прослужит долго, если будет работать равномерно, т.е. обороты двигателя должны соответствовать выбранной передаче.
Для ориентировки можно привести следующие данные, наиболее подходящего (экономичного) режима движения отечественных автомобилей: I - 0-20 км/ч; II - 20-40 км/ч; III - 40-60 км/ч; IV - 60-75 км/ч; V - 75 км/ч и выше.
Популярным приемом экономичного вождения является т.н. «разгон-накат»: вы разгоняетесь до определенной скорости, например 60-65 км/ч, выключаете передачу и автомобиль катится по инерции до 45-50 км/ч, и так далее. Применение приема «разгон-накат» дает хорошие результаты только при правильном использовании профиля дороги. На ровном участке дороги «разгон-накат» практически никаких преимуществ не дает, особенно если ваша машина не слишком нова и ее ходовая «подустала». Расчетливое вождение при наличии уклонов дает возможность использовать накат при условии, если уклон не крутой. На крутых уклонах следует двигаться при включенной передаче. Пользование тормозами, при наличии помех движению, должно быть расчетливым: увидев препятствие или красный сигнал светофора, мы рассчитываем примерное расстояние (время) до объекта, заранее выключаем передачу и катимся до объекта, стараясь не нажимать педаль тормоза. Оба способа вождения рекомендованы только на сухом дорожном покрытии и не при спортивной езде.
Отдельно следует сказать о покрышках. На больших скоростях увеличивается нагрев шин, от этого увеличивается износ протектора, разрушается каркас. Быстрая езда на поворотах, резкое торможение, резкий старт с места - все эти факторы увеличивают износ покрышек. Двигаясь по дороге, не следует допускать наездов на какие-либо предметы, на остановках нужно избегать участков, покрытых водой или нефтепродуктами, необходимо почаще осматривать покрышки, проверять их нагрев, удалять предметы, застрявшие в рисунке протектора. В зимнее время перед началом движения следует проверять, не примерзли ли шины к асфальту. Каждые 500 км пробега - проверять давление в колесах, т.к. чрезмерное или недостаточное давление так же приводит к ускоренному их износу.
После каждого ремонта ходовой части автомобиля рекомендуется производить регулировку развала схождения колес, так же следует произвести эту операцию, если при поворотах слышится посторонний звук (в области колес), или если при «отпущенном» руле машину «уводит» в сторону.
Желаю всем счастливого, безаварийного пути.
Renault Grand Scenic ІІІ (2011) дизель 1,5 110 л.с., механика - Крокодил
Volkswagen Polo 1.4 (2011) 85 л.с. + робот DSG 7ст + кондей - рабочая - был
Logan Ambiance 1,4 (2008) 75 л.с. + ГУР + передние ЭСП + ГБО by rk03 - был
Deawoo Matiz 0.8 (2002) 52 л.с.- был
0