Тема: Какие изменения в законах ожидают автомобилистов
Президент Украины в рамках национальной программы экономических реформ утвердил ряд изменений в законы, регулирующие сферу дорожного движения, чтобы значительно упростить жизнь автомобилистам.
Указом № 187/2012 Президент Украины утвердил национальный план действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» (2010–2014 гг.). Планом утвержден и ряд изменений в законы о дорожном движении. Их нужно внести уже в первом полугодии, и для выполнения каждой задачи установлены четкие сроки и указаны исполнители. Мы расскажем о наиболее интересных новшествах и оценим целесообразность и перспективы их внедрения. Права и сбор в ПФ В марте текущего года МВД необходимо было издать нормативно-правовые акты, направленные на упрощение процедуры получения водительских удостоверений. В частности, отменив обязательную сдачу практического и теоретического экзаменов при восстановлении утерянных прав, а также необходимость предъявлять во время данной процедуры справки о нелишении права управления ТС. Вместе с тем, на сегодняшний день МВД официально пока не представило проекты данных документов. Возможный негатив данных новшеств – на дороги могут выехать потенциально опасные водители (люди, которые давно потеряли права, а значит, и навыки управления), а также нарушители, лишенные права управления, заявившие в ГАИ об утере удостоверения (ведь уже не нужно будет документально подтверждать свое нелишение). Но все эти проблемы решаются введением единой национальной базы данных ГАИ, с помощью которой можно будет проверить биографию каждого украинского водителя. По требованию Президента, МВД должно запустить ее в работу в августе текущего года. В июне на рассмотрение ВР премьер-министр Украины совместно с МВД и Минсоцполитики должен предоставить законопроект, отменяющий оплату сбора в Пенсионный фонд при отчуждении транспортных средств, а также внедрить компенсационный механизм наполнения данного фонда. В Верховной Раде уже находится проект закона, предусматривающий отмену уплаты сбора в Пенсионный фонд продавцами легковых авто и возложение данной обязанности на покупателей транспорта (см. «АЦ» № 14 за 2012 г.). Впрочем, подобный порядок уплаты сбора довольно давно действует на практике.
Новые правила
В июне текущего года премьер-министру Украины совместно с МВД, Минрегионов и Укравтодором следует внести изменения в Правила дорожного движения с учетом требований Конвенции о дорожном движении, действующих в странах Евросоюза. В частности, исключить возможность привлечения к административной ответственности за нарушения ПДД, если разметка или знаки не отвечают стандартам или не видны участникам движения. Вполне логичное предложение – ведь у нас дорожные знаки часто «прячутся» за листвой деревьев либо эти знаки установлены и разметка нанесена с нарушением действующих норм. Разве должны из-за этого страдать рядовые водители, которых штрафуют за нарушения, спровоцированные ненадлежащим состоянием дорожной инфраструктуры?.. На автомобильных дорогах с более чем одной полосой для движения обязательна установка дорожных знаков для каждой полосы. Кроме того, пора внедрить европейские стандарты дорожных знаков и разметки, а также обеспечить освещение пешеходных переходов. Все это позволит водителям лучше ориентироваться, а также положительно повлияет на безопасность движения. Ведь ясно, что одним лишь повышением штрафов надлежащего ее уровня не добиться – параллельно следует совершенствовать дорожную инфраструктуру. Причем европейским стандартам должны соответствовать не только знаки и разметка, но и наши дороги. В ПДД, по мнению Президента, нужно также внести требование о том, что с 1 октября по 1 мая в любое время суток при движении за пределами населенных пунктов ТС должны ехать с включенным ближним светом фар. Напомним, лет 15–20 назад в Украине уже пытались ввести данную норму, хотя она не прижилась. Будет ли успешной вторая попытка – покажет время. При этом в ряде европейских стран движение с включенным ближним светом или с ходовыми (светодиодными) огнями в светлое время суток уже давно практикуется и повышает безопасность движения. Поскольку и в Украине появилось немало современных моделей, оснащенных фарами с ходовыми огнями, неплохо бы законодательно предусмотреть движение на выбор – с включенным ближним светом фар или же с ходовыми огнями.
Регистрация ТС
По мнению Президента, сегодня процедуры регистрации и перерегистрации транспорта неоправданно усложнены, поэтому их следует упростить, чтобы автовладелец тратил на это не более 1 часа. Изменения должны быть приняты уже в апреле. Для усовершенствования регистрационных операций предлагается отменить некоторые лишние процедуры и доработать имеющиеся (см. табл.). Кроме того, гарант конституции потребовал, чтобы уже в марте текущего года в Верховной Раде появился законопроект о внесении изменений в Закон «О дорожном движении», которым будет отменена норма, позволяющая работникам ГАИ отказать водителям в проведении регистрационных операций, если у тех имеются задолженности об уплате штрафов. Это новшество упростит проведение регистрации/перерегистрации транспортных средств, а также избавит ГАИ от несвойственных ей функций – ведь контролем за уплатой штрафов должна заниматься Государственная исполнительная служба.
Усовершенствование регистрационных операций ГАИ
Требование Комментарий «Автоцентра»
Отменить:
- обязательную проверку ТС во время регистрации/перерегистрации/снятия с учета; Действительно, проверку ТС как обязательную процедуру нужно отменить. Проводить его следует только в том случае, если у сотрудника МРЭО возникнет подозрение в подлинности номеров агрегатов.
- взимание платежей во время регистрационных процедур, кроме платы за техпаспорт или его дубликат и номера; Исключение лишних платежей снизит стоимость регистрации и перерегистрации ТС и сделает эти операции еще доступнее. Это позволит вывести из тени продажи транспорта путем оформления так называемых генеральных доверенностей.
- контроль при регистрации ТС за соблюдением законодательства, определяющего порядок оплаты сборов (обязательных платежей); ГАИ следует избавить от несвойственных ей функций – контроля оплаты автомобилистами штрафов за нарушения ПДД и пенсионного сбора – это больше относится к компетенции других ведомств.
- выдачу лицам, отправляющимся в поездку за рубеж, временного свидетельства о регистрации (на время поездки), если ТС принадлежит другому лицу; За рубежом уже давно, а в Украине с прошлого года действует норма, по которой для управления чужим ТС достаточно иметь: техпаспорт на него, права соответствующей категории и страховку. Поэтому обязательное получение временного техпаспорта при поездке за рубеж на чужом ТС выглядит нецелесообразным. Правда, подобные нормы пока не действуют в некоторых странах СНГ, поэтому в этих государствах у наших водителей могут возникнуть проблемы с пограничниками и полицией.
- отдельную процедуру снятия с учета ТС при их отчуждении, внедрив вместо нее процедуру прямой перерегистрации ТС с одного владельца на другого; Внедрение прямой перерегистрации ТС при их отчуждении позволит лицам, продающим авто, сэкономить -средства на процедуре снятия с учета – 244,12 грн. (за отечественные ТС) или 281,64 грн. (за импортные).
- обязательную подачу ТС в МРЭО при перерегистрации в связи со сменой места жительства и при восстановлении утерянных или испорченных документов. Нет смысла показывать транспорт в ГАИ, если при этом производится банальная бумажная работа с документами.
Предоставить возможность:
- сохранения номерного знака за ТС при перерегистрации его на нового владельца в пределах одного региона по желанию владельца; Это новшество опять-таки позволит снизить стоимость перерегистрации транспорта, а также затраты на изготовление новых номеров.
- продажи ТС, полученного в наследство, без его перерегистрации; Нецелесообразно, получив ТС в наследство, тратить дополнительные деньги на перерегистрацию транспорта на свое имя, чтобы затем продать его другому человеку.
- проведения регистрационных процедур в любом регионе независимо от места жительства лица владельца ТС и от региона регистрации транспорта, а также получения водительских удостоверений независимо от места жительства лица, получающего права; Вполне реальное требование, если в Украине внедрят единую национальную базу данных ГАИ.
- внедрить добровольную проверку ТС только по письменному требованию владельца сертифицированными экспертами-криминалистами. Официально закрепленная норма по добровольной проверке ТС позволит тем, кто собирается приобрести транспорт, предварительно (до проведения операций по оформлению продажи) убедиться в его законности.
http://www.autocentre.ua/ac/Practice/Law/19788.html
Logan Ambiance-1,6 (2006-2014)